МБОУ "СОШ № 1"
г. Камень-на-Оби Алтайского края
  • Семейное образование

    Минпросвещения России приказом от 22.03.2021 г. № 115 утвердило  новый  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), который вступил в силу 1 сентября 2021 года и  действует до 1 сентября 2027 года.
    В новом Порядке многое осталось без изменений, но есть и ряд дополнений, например, о порядке  перехода и организации получения образования в семейной форме обучения.
    Что такое семейное обучение?
    Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.
    Чем отличается от обучения на дому? 
    Семейное образование не нужно путать с обучением на дому. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При таком виде обучения ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.
    Ребенок продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.
    Перейти на индивидуальное обучение на дому могут только дети со слабым здоровьем по рекомендации медицинского учреждения на основании справки, которая  подтверждает, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.
    Основания для перехода на семейное образование. Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:
    1.    Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
    2.    Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
    3.    Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
    4.    Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
    5.    Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.
    Преимущества. Главными преимуществами семейного образования являются:
    1.    Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
    2.    Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
    3.    У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
    4.    Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
    5.    Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка.
    Аргументы «против».  Важно понимать, что семейное образование –подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.
    Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований).  При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.
    В числе недостатков семейного обучения значатся также:
    1.    Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
    2.    Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
    3.    Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
    4.    Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.
    Как организован процесс семейного обучения
    Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.
    Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Однако целесообразно опираться федеральные государственные образовательные стандарты,  на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника (так как образовательное пространство единое).
    Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.
    Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.
    Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. 
    Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.
    Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.
    Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – о среднем общем образовании. Аттестат дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.
    Если школьник не сдаст аттестацию, данная ситуация регламентируется статьей ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»). 
    Как перейти на семейную форму обучения
    Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). 
    При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Управление образования Каменского района Алтайского края по установленной форме (Уведомление). Подают в образовательную организацию заявление о переходе на семейную форму образования, на основании которого издается приказ об отчислении ребенка из основного контингента школы и Приказ о переходе и организации образования в форме семейного образования.
    Пошаговый порядок действий. Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего порядка:
    1.    Уведомить комитет  образования о желании сменить форму обучения на семейную.
    2.    Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
    3.    Написать заявление об отчислении из школы на имя директора 
    4.    Ребенка прикрепляют к школе для сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют приказ  о зачислении.
    5.    Подписывается договор о семейном обучении (в случае, если ребенок-инвалид).
    Куда обращаться. Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.
    Передать уведомление можно лично и/или через образовательную организацию.
    Необходимые документы. Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.
    Когда можно перейти на семейное обучение.  Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.
    Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.
    Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). 
    Как выбрать школу для аттестации. При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию.   Школа для прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.
    Нюансы перехода на семейное обучение
    Можно ли вернуться в школу с семейного обучения. Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).
    В случае возникновения вопросов по получению общего образования в форме семейного образования, Вам ответят:
    Школьный координатор - заместитель директора по УВРМиронова Татьяна Валерьевна, Шипулина Маргарита Анатольевна. тел 8 (385)84-2-36-48
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie